Когда-то шестиклассницу Веру увлекли красочные открытки, которыми семья обменивалась с близкими. Сейчас в коллекции фармацевта Веры Кананович более трех с половиной тысяч открыток из разных стран. Увлечение у нее одно на двоих с Галиной Лепилиной. Они рассказали о своем хобби.
Вера Кананович родилась и выросла в деревне Слобода Бобруйского района. Ходила в Химовскую среднюю школу, и тогда, в шестом классе, и начала собирать коллекцию. «Мы тогда в деревне почтальона ждали, как чуда, – рассказывает Вера Николаевна. – Зимой было холодно стоять на улице – помню, дуешь на пальцы, мерзнешь. Но ждешь, когда привезут открытки, чтоб выбрать себе несколько».
В советское время открытки стоили очень дешево: «Мама выдавала мне деньги на булочки, а я часть их всегда тратила на любимое увлечение. Самая дорогая открытка, помню, стоила 6 копеек».
Но не только цены – причина для ностальгии. «Раньше собирать открытки было интереснее и легче. Мы, коллекционеры, находили друг друга по объявлениям в газетах и журналах, писали по всему бывшем Советскому союзу, обменивали марками, открытками, конвертами. К тому же часто слали друг другу открытки родственники и друзья, когда поздравляли с праздниками».
Так, «по праздникам», и сформировались тематические части ее коллекции: Новый год, 8 Марта, 9 Мая, День Октябрьской революции. За почти 40 лет коллекционирования набралось около четырех тысяч открыток. «Достаточно было найти кого-то одного и начать постоянно переписываться. Этот коллекционер советовал тебе второго, тот третьего, и так по цепочке мы находили единомышленников. Сообщество коллекционеров в Советском союзе было очень сплоченным».
Вера Кананович рассказывает, что ей писали из Польши, Кубы. Позже – и из США. А теперь она отправляет и получает писем гораздо меньше: «И то, когда знакомые видят почту в руках, удивляются: тебе еще шлют бумажные письма?»
Галина Лепилина о своей коллекции может рассказывать долго. Самыми красочными экспонатами она считает новогодние и рождественские открытки. «В Советском союзе художники рисовали целые серии открыток, в том числе и новогодних. Мне нравится, когда на них изображены полноценные сюжеты, а не просто красивые пейзажи».
Особенно она гордится своими немецкими открытками. «Судя по датам и надписям, мужчина, служивший в Германии, присылал их в 1950-х годах сыну сюда в Бобруйск. Позже я их купила на базаре, понятия не имею, как они туда попали. На рождественских немецких открытках часто изображают грибы, четырехлистный клевер, как символ счастья и удачи, свинок, которые символизируют достаток. Так по рисунку можно понять, откуда «родом» открытка».
По ее словам, открытки не так просты, как кажутся – их нужно уметь «читать», трактовать символы и цвета, которые в разных странах разные. «После пятидесятых советские открытки обычно были рисованные, но встречались и фотографии. Делали серии, посвященные важным событиям или достижениям. Например, во время первых полетов в космос эту тему использовали очень активно».
Оценить значимость открытки можно не только по году ее выпуска, но и по тиражу: чем меньше тираж, тем сложнее ее найти, соответственно, тем ценнее будет экземпляр. «Сейчас и тиражи очень различаются. В Союзе выпускали как по 17 или даже 30 миллионов экземпляров, так и редкие серии по 100―150 тысяч, и такие открытки очень ценились».
Некоторые современные серии открыток издают в ретро-стиле, ориентируясь на оформление 20-го века. Галина Лепилина считает такие экземпляры особенно очаровательными. Но в целом, сравнивая современные и советские открытки, коллекционерка считает, что стиль оформления становится безвкусным. «Сейчас норовят налепить на одну открытку несколько почти не связанных сюжетов и присыпать все это блестками. И оформление у открыток всегда одно и то же, если они по одной теме, нет былого разнообразия и фантазии. Очень редко попадаются рисованные открытки. А раньше на обороте открыток даже значились художники, которые их нарисовали».
Коллекционерки считают, что такое хобби полезно хотя бы потому, что хорошо тренирует зрительную память, развивает художественный вкус.
Виктория Шахрай