Умение писать каллиграфическим почерком с новой силой входит в моду. Может потому, что пишут от руки сейчас очень мало? и письмо от руки входит уже не в просто умение, а в искусство?
Каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова». Давайте посмотрим на основные её виды:
Европейская каллиграфия восходит к шумерской клинописи, которая возникла в четвёртом веке до нашей эры. Важные витки в развитии этого искусства – зарождение египетского иероглифического письма. Особое влияние оказало греко-римское письмо, классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны ещё в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский алфавит. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.
Распространение христианства дало толчок искусству каллиграфии в Европе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII—IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства. Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун (угловатое письмо, распространённое у народов Скандинавии, у древних германских племён), и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные. В лигатурах (слитных буквах; от латинского слова ligare — связывать), образованных из букв капитального письма и унциала, замечается смелость выполнения, которая позже наблюдается только в русской вязи. В письме бросаются в глаза аккуратные промежутки между словами и малое число сокращений. Их стало заметно больше в IX столетии.
VII—VIII столетия часто называются «золотым веком» ирландской культуры. Это название обусловлено, несомненно, и достижениями в искусстве письма. Ирландско-англосаксонское письмо вышло из употребления лишь по истечении XIII века (в эпоху ранней готики), несмотря на то что на Британских островах каролингское письмо было известно уже в IX столетии.
В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля — готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоёвывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а её место занимает стрельчатая, и, таким образом, в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля.
В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля. В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим во всей Европе, за исключением Руси, где искусство письма развивалось по пути, отличному от западноевропейского.
Восточноазиатская каллиграфия ― это одно из самых интересных направлений каллиграфии. Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются серединой II — серединой I тысячелетия до н.э., в то время как история японской каллиграфии начала свой отсчет с V века до н.э. Именно тогда в Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. «Каллиграфия» по-китайски — «шуфа» (каноны письма). Наряду с музыкальным театром сицюй каллиграфия способна наиболее полно выразить специфику китайского художественного мышления. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях черепах цзягувэнь. В III веке до н.э., при императоре Цинь Ши-хуанди, был учрежден новый стиль письма — сяочжуань (письмена на малых печатях) — для государственных документов. В конце периода Хань искусство каллиграфии достигло необычайно высокого уровня — это было напрямую связано с усовершенствованием кисти. Среди отличительных особенностей китайской каллиграфии — разнообразие стилей — кайшу, лишу, синшу, цаошу и чжуаньшу. Самый прославленный каллиграф в истории китайской каллиграфии — мастер Ван Сичжи.
В Японии каллиграфия — самый распространенный вид искусства, национальное пристрастие и общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с малых лет. В Японии заимствование китайской письменности связано с распространением буддизма, но с течением времени японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке. Постепенно японские мастера отходили от навязанных с континента стилей письма, вкладывая в каллиграфию все больше творческих элементов.
«В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти — мазок, в её языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец», — так определил различия между китайским и японским направлением С. Н. Соколов-Ремизов.
Трёх лучших каллиграфов, японских мастеров, стали называть «сампицу» («три лучшие кисти») — это были монах Кукай (774—834 гг.), император Сага (786—842 гг.), а также придворный Татибана-но Хаянари (ум. в 842 г.).
Арабская каллиграфия занимает особое место в исламском искусстве. Каллиграфия для мусульман, согласно одному из хадисов – это «половина знания», овладение «красотой письма». Принцип арабской каллиграфии – подчинение написанного слова ясному размеренному ритму чтения Священного Корана.
Ислам наложил запрет на изображения людей и животных, и это привело тому, что весь свой творческий талант арабские, персидские и турецкие художники воплотили в каллиграфическое искусство. Поэтому среди всех направлений исламского искусства каллиграфия пользуется наибольшей популярностью. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, будет принадлежать к числу обитателей Рая. Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всём его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.
Поэтому естественно, что каллиграфия вскоре вошла в архитектурное и фресковое искусство всего мусульманского мира в виде великолепно выполненных надписей на камне или в лепнине. Так каллиграфия, украшавшая поверхность стен памятников зодчества священными стихами или изречениями пророка, стала неотъемлемой частью архитектуры.
Расцвет каллиграфии пришёлся на эпоху Омейядов в Дамаске. В течение этого времени переписчики начали создавать модификации первоначально плотного и тяжеловесного куфического шрифта, используемые сегодня в декоративных целях, а также разрабатывать новые шрифты, происходящие от более курсивного насха.
Среди наиболее известных арабских каллиграфов можно назвать Абу Али ибн Мукла (886—940 гг.), Абу-л-Хасан Али б.Хилaл (род. в 1022 г.), а также Йакут ал-Муста‘сими (ум. в 1298 г. н.э).
Также можно выделить отдельно Индийскую, Армянску, Еврейскую каллиграфию. У каждого типа есть своя история зарождения и свои культурные особенности.
В наши дни искусство каллиграфии живёт полновесной жизнью. Список целей его повседневного использования почти бесконечен: работу искусных каллиграфов можно увидеть на монетах и бумажных деньгах, настенных афишах и рекламных плакатах. Обложки и титульные страницы каждой книи, основные заголовки газет и журналов. Современная каллиграфия очень разнообразна ― от высокого искусства для которого нужно иметь огромное количество специфических навыков знаний и до «бытовой» каллиграфии, которой может научиться каждый из нас.