Герард Терборх (1617―1681) считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи, лучшим мастером элегантного жанра. Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством, с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.
Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом ― в Харлем, где он попал под сильное влияние Франса Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных ― так называемые «караульни».
Ранние жанровые картины Терборха и по мотивам и по выбору персонажей имеют демократический характер, где быт рядового голландца того времени показан без всякого идиллического покрова. С годами, в русле общей «аристократизации» нидерландского искусства второй половины XVIII века, он обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры. Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность.
Терборх умеет создать ощущение тонких внутренних связей между участниками сцены. Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру эмоциональную перекличку. В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты ― музицирование, питьё вина. Особенно ― чтение или написание письма. Письма были важной частью жизни в Нидерландах. Голландцы путешествовали по всему миру, почта работала отлично, все умели читать и писать.
О картине «Письмо» из коллекции английских королей известно немного больше, чем об остальных полотнах Терборха. Свидетельством этому — полотно Адриана де Лели. На ней видно «Письмо», которое висит на стене (у левого края полотна).
Чем картина покоряла любителей живописи? В ней нет никакого движения (разве что мальчик ставит на стол поднос), она спокойна — в ней не просматривается интрига. И в то же время в ней есть нечто, она все время притягивает взгляд.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта притягательная сила — в исключительной цветовой гамме, в мастерской передаче художником игры света на тканях и других поверхностях (отсветы на позолоченной люстре, на рыжих волосах мальчика).
Интриги нет, но персонажи как бы разговаривают друг с другом. Стоящая девушка читает письмо и одновременно диктует ответ. Сидящая девушка записывает, но при этом как бы критически оценивает то, что произносит ее подруга (или сестра). Ее лицо явно говорит о том, что ей не нравится происходящее. И у мальчика на лице читается некоторое недоумение. Только пес, лежащий на табурете, совершенно спокоен.
В тексте, сопровождающем картину, говорится о том, что мальчик очень похож на портрет сводного брата художника Джерарда Мозеса, а девушка, которая стоит и читает письмо, может быть Гезиной Терборх, его сводной сестрой.
Картина «Письмо» — семейный портрет всех молодых Терборхов, в том числе — песика…
Борис Рохленко