Когда в 200 году в Париже на небольшом аукционе Drouot-Richelieu распродавалось фамильное имущество и антиквариат, принадлежавшие когда-то богатой и знатной французской семье, неизвестный портрет Эразма Роттердамского ушел с молотка всего за €2 тысячи. Однако десять лет назад выяснилось, что частный коллекционер из Цюриха, который приобрел эту картину, заключил весьма выгодную сделку. Эксперты установили, что данное произведение — последний написанный Гольбейном портрет Эразма Роттердамского. Он входит в число тех немногих работ этого автора, которые находятся в частных собраниях.
Находка произвела настоящий фурор среди исследователей творчества Ганса Гольбейна. Это полотно имеет особое значение, поскольку Эразм Роттердамский запечатлен на нем в последние годы своей жизни.
Ганс Гольбейн Младший (около 1497 или 1498―1543) ― немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Его творческий путь начался в Базеле. Здесь к Гольбейну впервые пришла слава. Он регулярно получал заказы на выполнение алтарных образов, настенных росписей, книжных иллюстраций и витражей. Однако, жанром в котором художник не знал себе равных, стал портрет. Одним из портретируемых художником был Эразм Роттердамский, переехавший в Базель в 1521 году. Ганс Гольбейн сразу оказался в ближайшем окружении Эразма. Базель был в то время университетским городом и значительным культурным центром. Вокруг Эразма группировались ученые и гуманисты, в городе широко было развито печатное дело. Направление искусства Гольбейна определилось здесь очень быстро. Он сразу проявил себя как крупный портретист. А общение с Эразмом постепенно переросло в дружбу. Гольбейн не только создал несколько портретов философа, но иллюстрировал его книги.
Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, Гольбейн создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников – волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения. Его портреты свидетельствуют о мастерстве и способности точно передать характер модели. В них он подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей. Среди них особенно выделяются портреты Эразма Роттердамского.
Эразм Роттердамский – пожалуй, самый известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники творчества звали его «князем гуманистов». В числе заслуг Эразма изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Слава его гремела на всю Европу. Авторитет философа был так велик, что к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и владыки. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.
Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Именно в момент написания очередного письма ― личного, философского или дидактического ― и изобразил Эразма художник на недавно обнаруженном портрете.
Это изображение выполнено в сдержанной манере, которую современный человек обозначил бы как монохромную. Мыслитель изображен в профиль на фоне светло-коричневой деревянной стены и портьеры, выполненной в более тёмных тонах со скупым, невыразительным рисунком. Он в темном головном уборе, характерном для его эпохи, в свободном тёмно-коричневом одеянии с пышным объемным воротником. Благодаря сдержанной цветовой гамме и минимальному количеству деталей все внимание зрителей сфокусировано на профиле Эразма и на его руках, украшенных несколькими перстнями. Эразм занят – он пишет, и кажется глубоко погруженным в свои мысли. Руки и ослепительно белый лист бумаги притягивают взгляд. Это смысловой центр всей композиции, именно на нём сосредотачивается и внимание автора, персонажа и зрителя. Перед нами раскрывается процесс созидательного творчества, рождение мысли, пережившей века.