В Вильнюсе еще в 1989 году были найдены старинные белорусскоязычные тексты.,Они находились в тайнике в стене Бернардинского костела. Но раньше эти тексты не изучали и только сейчас они привлекли внимание историков. Очень вероятно, что они связаны с Кастусем Калиновским.
Кастусь Калиновский ― польский революционер, публицист, поэт, один из руководителей польского восстания 1863 года на территории современных Белоруссии и Литвы. Считается национальным героем в современной Польше, Литве и Белоруссии.
Самый большой рукописный текст имеет 12 страниц и посвящен отношению крестьянства к восстанию. Он был написан в мае 1863 года, когда в ходе восстания произошел определенный перелом.
Текст имеет название «Каімшчына на Літве і Белай Русі» и сравнивает отношение крестьян к шляхте, которая пошла воевать «За вольнасць нашу і вашу!», с библейской историей Каина и Авеля.
Автор («Янка з-пад Вільна») обращается к мужикам «зямлі Літоўскай, Беларускай і Польскай» и опровергает ложь российской пропаганды, пытавшейся убедить крестьян, что это «паны» восстали, чтобы вернуть крепостничество.
Он доказывает, что цель восстания в том, чтобы дать истинную волю и землю крестьянам, а также напоминает читателям об отмене крепостничества в Конституции Речи Посполитой от 3 мая 1791 года и попытке Наполеона и его польских союзников отменить крепостничество в Королевстве Польском.
Также в тексте фигурируют имена конкретных предателей из крестьянского сословия, виновных в разгроме отрядов Нарбута и Рогинского, и содержатся угрозы в их адрес. Текст написан аккуратным почерком. Он как будто готовился к печати», — говорит исследователь.
«Псевдоним Калиновского, как мы знаем, — «Яська-гаспадар з-пад Вільна».
Среди материалов также опубликованный шестой номер «Мужицкой правды», посвященный униатской теме. На его отвороте есть поэтическое четверостишие. Похоже, что это начало униатского гимна «Божа, я табе веру…», который писался по памяти и не совсем соответствует оригиналу.
Это уникальная вещь — черновик шестого номера «Мужицкой правды» не был опубликован. В отличии от упомянутого и известного нам по публикации шестого номера, главной темой черновика является борьба против «маскоўскага цара», забравшего «нашу справядлівую вольнасць». При этом царь якобы использовал помощь «гыцляў» из «вялікіх паноў», вставших на путь государственной измены. Черновик датирован 12 октября 1862 годом. Есть определенные лексические отличия от других номеров «Мужицкой правды». В частности, в авторском обращении фигурируют не «дзецюкі», а «дзецючкі». Также отсутствует традиционная подпись — «Яська гаспадар з-пад Вільна».
В коллекции есть документы, безусловно принадлежавшие к личному архиву Кастуся Калиновского. Например, выписка из метрической книги Яловского костела о его рождении и крещении, письмо ректора Петербургского университета о том, что студент Калиновский закончил обучение.