«Девушка, читающая письмо у открытого окна» — одна из самых знаменитых картин нидерландского художника Яна Вермеера. Её относят к раннему этапу его творчества. Некоторое время её приписывали другим художникам ― Рембрандту и Питеру де Хооху. Принадлежность полотна Вермеру была окончательно установлена лишь в 1862 году. А в мае нынешнего года, во время реставрации картины выяснилось, что она срывает романтическую тайну.
Талант Вермеера проявился в изображении тех моментов, когда его персонажи чувствуют себя наедине с собственными мыслями. Это очень частные, почти интимные моменты, они, как поэзия, предполагают настроение и чувства, которые узнаваемы, но окончательно не определены. На этой картине девушка стоит у открытого окна, ее мысли полностью поглощены письмом, которое она читает. Ее мир безмолвен. Она изображена в профиль, но лицо отражается, слегка искажаясь, в неровном стекле окна, разделенного свинцовыми переплетами. Отражение лица становится психологическим центром картины.
Некоторые аспекты позволяют проследить, насколько тщательно художник работал над композицией. Нижний край рамы, к примеру, направляет взгляд зрителя в спинке стула, которая, в свою очередь, возвращает взгляд к ярко освещенному письму. Открытое окно, стекло, отражающее лицо девушки, отбрасывает легкую тень на стене, возвращая зрителя опять к письму. Наклон блюда с фруктами повторяет наклон головы, а золотистый рукав платья – большого зеленого занавеса. Такое же платье – на женщине в «Уроке музыки». Эти картины объединяет еще одна деталь – лица одинаково одетых персонажей можно увидеть только в отражении – окна или зеркала.
Стол у окна покрыт турецким ковром, такие ковры можно было часто видеть в интерьерах того времени, чаще всего ими украшали столы, изредка – стены. Под окном стоит стул с резными львиными головами на спинке – довольно дорогой предмет интерьера. Два подобных стула можно увидеть на картине «Спальня» Питера де Хоха. Две драпировки – красный занавес на окне, как явная дань кавараджизму, и большой зеленый занавес справа обрамляют картину.
Вермеер уделяет большое внимание тому, как свет падает на различные предметы и освещает различные поверхности. Композиция с расположенным в левой части картины окном потом будет встречаться довольно часто, на ее создание Вермеера могли вдохновить работы Питера де Хоха. Вообще же изображение фигуры у окна, погруженной в чтение письма, которое впервые ввел Рембрандт в «Портрете Яна Сикка», было распространенной темой голландской жанровой живописи.
При работе Вермеер, как и в «Спящей девушке», вносил изменения в композицию картины. Первоначально голова девушки была сильнее развернута от зрителя, что больше соответствовало отражению лица в стекле.
Полотно уже два года находится на реставрации. Работа до сих пор не завершена, но сенсационное открытие заставило реставраторов показать промежуточные итоги своего труда.
Более 40 лет назад рентгеновский снимок показал, что на стене, на фоне которой стоит молодая девушка, был изображен купидон. Долгое время считалось, что его закрасил сам Вермеер из-за слишком явного намека на эротическое содержание письма. Однако сейчас специалисты установили, что «поправил» сюжет вовсе не Вермеер ― фигура была закрашена гораздо позже, после того, как художник завершил картину. Эротический подтекст остался только в изображении блюда с фруктами, яблоки и персики которого напоминают о грехопадении Евы. Открытое окно трактуется как желание вырваться из замкнутого помещения.
О том, как была обнаружена картина в картине. рассказал реставратор Кристоф Шёльцель.
Современный световой микроскоп позволил нам увидеть картину Вермеера в разрезе. Мы четко можем различить сначала слой грунта, потом оригинальный красочный слой, а поверх него ― еще один слой краски, который, по нашим предположениям, был нанесен в XIX веке. И мы решили вернуть картине первоначальный вид.
Натюрморт на столе почти полностью повторяет работу Гиллса де Берга, изображающую блюдо с фруктами и большой бокал «ромер» (по своей форме ― широкая чаша на большой полой ножке, украшенной расплавленным стеклом, подобные бокалы восходили к античным образцами, откуда и название – «римский»). Бокал в окончательной композиции записан занавесом. Художник потом несколько раз будет использовать этот прием – действие картины происходит за приоткрытым занавесом.
Об использовании занавеса в композиции существует легенда.
Древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто из них искуснее. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы прилетали клевать их. Гордый своим успехом, Зевксис пришел к Паррасию. «Где же твоя картина?» ― спросил он. «Вон там, за занавесом» ― ответил Паррасий. Зевксис хотел отдернуть занавес – его рука скользила по полотну – занавес был нарисован. Зевксис признал свое поражение ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством художника.