В китайском городе Ланьчжоу, административном центре провинции Ганьсу состоялась закладка нового музея Ганьсу Цзяньцзян.
Музей, площадь которого составит 38 тысяч кв. м, будет иметь выставочные залы, комнаты с цифровыми дисплеями, складские помещения и комнаты для реставрации. Ожидается, что он откроется для публики в 2021 году. Он будет способствовать хранению, защите, восстановлению и изучению бамбуковых дощечек, использовавшихся для письма до широкого распространения бумаги. В коллекции музея будет представлено более 40 тысяч бамбуковых дощечек, а также другие уникальные канцелярские принадлежности из дерева, кости, бронзы, шёлка и бумаги времён династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).
Коллекция Ганьсу является самым крупным в Китае собранием бамбуковых дощечек. С 1907 года в провинции было раскопано более 80 тысяч бамбуковых дощечек, которые являются важными культурными артефактами древнего Шелкового пути.
Эпоха употребления бамбуковых табличек давно задокументирована в древних источниках. Бамбуковые записи упоминаются в эпиграфике Шан и Чжоу; археологические свидетельства об использовании бамбука для письма восходят к периоду Воюющих Царств. Если это верно, это означает, что бамбук вошёл в историю китайской цивилизации как носитель информации уже в XVII веке до н.э.
В одной из песен «Шицзина», описывающей дальний поход, сказано: «Разве не думаем мы о возвращении домой? Но страшимся приказа на бамбуковых планках». «Яньцзы чуньцю» упоминает о том, что в VII в. до н.э. при составлении документальных записей использовали шелк и бамбук. В рассказах «Цзо-чжуаня», относящихся к середине VI в. до н.э., встречаются сведения о том, что бамбуковые планки служили писчим материалом для хронистов разных царств. В одном из них говорится: «Я провинился перед моим государем, но раскаянием ничего не достигнешь: ведь мое имя попало в записанные на бамбуковых планках хроники правителей…»
Данные археологии и свидетельства древних нарративных источников указывают на то, что изготовление бамбуковых книг, а также их распространение не требовало, как иногда утверждают, чрезмерных усилий и затрат. Для обычных записей использовали бамбуковые дощечки до 22 см. Умещалось на них до 40 иероглифов. Тексты наносили очень тонкой кистью специальными чернилами, которые делали из сока лакового дерева, они были очень стойкими и не выгорали на солнце. Каждая такая бамбуковая планочка являлась страницей книги.
Бамбуковые книги с их весьма узкими и тонкими «страницами», сброшюрованными в отдельные связки-главы, были достаточно удобны при различных обстоятельствах. В одном из текстов периода Чжаньго сказано, что Су Цинь, известный дипломат того времени, был вынужден в начале своей карьеры носить свои книги «на плече в коробе». Сохранилось также упоминание о том, что философ Моцзы (V―IV вв. до н.э.), собираясь отправиться «в качестве посла в царство Вэй», «сложил в свои повозки весьма много книг».