Многие ли из молодых сейчас знают, что такое эпистолярный жанр? А если и знают, то часто ли практикуются в нём? Всё-таки письма от руки стали днём вчерашним как-то незаметно и, увы, вероятно, навсегда. Все смс-ки и прочие электронные достижения современной электроники куда как совершеннее и главное быстрее. Хотя теплоты и душевности в отношения не добавляют. Так по крайней мере считают люди старшего поколения, написавшие за свою жизнь сотнитысячи писем от руки. И даже с черновиками. Причём не только обычные обыватели, но и классики литературы. Многие, как например, Толстой, писали тысячи писем, и при этом с удовольствием. А другие ― Пушкин, Достоевский ― создавали целые романы в письмах.
И уж, конечно, мимо этой темы не проходили художники. Любовное письмо ― вечная тема для романтического искусства. Скажите, ну, разве может художник равнодушно игнорировать момент получения женщиной письма от любимого? Вот и темпераментный итальянец Эжен де Блаас, писавший в стиле академического классицизма, не миновал этой темы.
Эжен де Блаас родился в Альбано-Лациале близ Рима. Родители его были австрийцами. Отец, Карл фон Блаас был хорошо известным художником, работающим в историческом жанре позднего бидермайера. Позже семья переехала в Венецию, где Карл фон Блаас стал профессором академии Венеции. Оба сына решили продолжать семейное дело, Юлиус стал художником анималистом, а Эжена больше привлекали жанровые картины из жизни простых венецианцев. Его красочные и театральные образы венецианского общества, сильно отличались от нежных пастелей и офортов дворов, балконов и каналов современной Венеции.
Это мы видим и на его полотне «Письмо вслух» (1899). Две изящные юные красавицы, одна из которых читает послание от кавалера, а вторая — подруга и внимательная слушательница. Получательница письма — черноглазая и чернобровая шатенка с узкой талией, туго затянутая по моде того времени в корсет ― выглядит очень счастливой. На губах играет лёгкая мечтательная полуулыбка. Она вся — не здесь, в мыслях — о любимом. А вот выражение лица второй, совсем иное ― скептическое. Возможно, ей известно об авторе послания нечто нелицеприятное. А может быть, она просто завидует подруге. Но как же реалистично выглядят обе!..
Картины с очаровательными красавицами, читающими вслух своим подругам любовные послания от мужчин вообще были излюбленной темой де Блааса. Это «Любовное письмо» (1897), «Хорошие новости» (1898), «Любовное письмо» (1902), «Обмен новостями» (1904).
Эжен де Блаас с большим успехом выставлялся в Италии и за границей: в Вене, Лондоне, Париже, Берлине, Монако, Брюсселе, Петербурге. Он как и отец стал профессором академии Венеции.
По материалам СМИ