Фёдор Прянишников был сыном писателя И. Д. Прянишникова и француженки. Почти вся жизнь Фёдора Прянишникова прошла в Санкт-Петербурге, но при этом он оставался московским помещиком. Владел сельцом Владимировым и деревней Слащёво в Подольском уезде. Учился в пансионе Московского университета. В молодости, еще будучи москвичом, Фёдор Иванович был знаком с Петром Чаадаевым. Много лет спустя, в 1850, принимая участие в судьбе одного из «даровитейших» русских художников — Федотова, он просил Чаадаева помочь Федотову.
Российская почта требовала преобразований, и Николай I приказал командировать в Великобританию способного чиновника для знакомства с её почтовыми учреждениями. Прянишников был назначен в «Особую канцелярию при главноначальствующем над Почтовым департаментом» ещё 16 мая 1824 года. В этой должности в 1826 году он был командирован для производства дел по прошениям, принесённым императору во время коронационных торжеств в Москве. Кроме того Прянишников знал английский язык, поэтому именно на него пал выбор сбора сведений о порядке почтового делопроизводства и устройстве почтовой части в Англии. Там он провёл более года ― с мая 1827 по июнь 1828 для
В феврале 1829 года Прянишников стал коллежским советником. Назначен членом Комитета о преобразовании почтовой части. В 1830 произведён в статские советники. 1 января 1831 года был назначен помощником петербургского почт-директора. В 1834 произведён в действительные статские советники. В ноябре 1835 назначен петербургским почт-директором.
С октября 1839 — член Комитета для начертания нового положения почтовой гоньбы на тракте между столицами. В 1840 был в командировке в Москве с особым поручением «главноначальствовать над почтовой частью».
В 1841 году стал тайным советником и директором Почтового департамента, оставшись почт-директором. В 1842—1847, 1849—1853 годах исполнял дела главноначальствующего над Почтовым департаментом.
В 1843—1846 Прянишников был членом от почтового ведомства во второстепенном эмерительном комитете и составил проект нового устройства почтового дела в Царстве Польском для присоединения его почтовой части к почтовой администрации России. В 1846 был уполномоченным при составлении и заключении почтовых конвенций со Швецией. В 1847 обозревал главные почтовые тракты. В 1852—1853 был членом от Главного управления почт в Особом комитете для рассмотрения существующей контрольной системы.
В 1856 произведён в действительные тайные советники с назначением главноначальствующим над Почтовым департаментом (1857—1863) с оставлением в занимаемой должности.
Заслуги Фёдора Прянишникова в развитии российской почты:
- повсеместно в России ввёл одинаковую плату за письма и одинаковый счёт,
- для облегчения почтовых сношений составил и заключил почтовые конвенции с Австрией и Пруссией (1843), Швецией (1846), Грецией (1848),
- для удобства частных переездов учредил почтовые кареты (1839),
- устроил срочное почтовое пароходство между Кронштадтом и Штетином (1845),
- учредил городские почты в столицах,
- учредил выписку из-за границы газет и журналов за умеренную цену,
- построил новые почтовые здания,
- преобразовал внутреннее устройство почтамтов.
Общественная деятельность
В1841 Прянишников стал членом Вольного экономического общества. В 1844—1866 — членом (в 1846—1847 — старшина) Петербургского Английского собрания. C 1851 — действительный член Русского географического общества. В 1853 назначен членом Комитета о построении Исаакиевского собора по искусственной части.
В 1856 Александр II назначил Фёдора Прянишникова почётным опекуном (по Петербургскому присутствию Опекунского совета) и членом Главного совета женских учебных заведений.
В 1856—1858 — управляющий Николаевским сиротским институтом и Александровским сиротским домом в Петербурге.
Благотворительность
В 1834 стал действительным членом совета Человеколюбивого общества (в 1835, 1837, 1839 и 1840 исполнял дела помощника главного попечителя его совета).
В 1849—1852 исполнял дела попечителя Общества посещения бедных (в отсутствие герцога Максимилиана Лейхтенбергского).
Будучи страстным любителем живописи, Прянишников собрал замечательную коллекцию картин русских художников. Современники неизменно отмечали его доброту, отзывчивость, готовность поддержать материально художников. Характерен разговор между Прянишниковым и К.П. Брюлловым дошедший до нас благодаря одному из учеников Брюллова. После того как К.П. Брюллов закончил одну из картин, ФЕДОР Иванович спросил его: “Сколько я вам должен?” Брюллов ответил: “Не дорого вам покажется, если я спрошу тысячу рублей?” “Это мало”, — сказал Прянишников. “Ну, полторы”. – “Мало”. – “Неужели две?” – “Две!” – “Ну, делайте, как знаете”, — ответил художник.
Прянишников первым находил и открывал истинные таланты. Большинство вещей он, как и Третьяков, покупал у ещё неизвестных авторов. Коллекционер нередко посещал мастерские художников и оставлял за собой еще неоконченные вещи. Многие художники рассчитывали на поддержку и протекцию сановного коллекционера. В 1855 Прянишников помог художнику С.К.Зарянко стать инспектором и преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества
C 1838 Прянишников был почётным любителем Академии художеств. Как вице-председатель Общества поощрения художников, член Московского художественного общества, Прянишников поддерживал художников материально, вследствие чего собрал большую картинную галерею, приобретённую у него Александром II и подаренную художественному отделению Московского публичного и Румянцевского музеев (впоследствии вошла в состав Третьяковской галереи).
В 1853 он стал почётным членом Императорской Публичной библиотеки. Он передал в неё рукописи басен И. А. Крылова, церковнославянскую Библию 1780, принадлежавшую одной из масонских лож, а также автограф духовного завещания прусского короля Фридриха Вильгельма III, портрет Н. И. Новикова и др.
Будучи библиофилом, пожертвовал 2000 томов по истории в библиотеку Новороссийского университета, ряд изданий — в московский Румянцевский музей, Карамзинскую библиотеку в Симбирске, библиотеку им. Жуковского в Белёве, читальню публичной библиотеки в Белграде.
«Прянишниковская галерея» стала первым цельным собранием русской живописи, пополнившим Румянцевский музей. Она также была третьим по счету (после картины A.A.Иванова «Явление Христа народу» и собрания картин из Эрмитажа) царским подарком музею. Передача собрания именно в Румянцевский музей соответствовала воле коллекционера, который тем не менее не завещал картины музею напрямую, а пожелал, чтобы они были выкуплены у его наследников. Разумеется, скромных средств молодого московского музея на такую покупку не хватило бы, но их и не потребовалось. Александр II приобрёл собрание у вдовы коллекционера и подарил его музею в 1867 г.
Современники, биографы и исследователи отмечали в первую очередь даже не дар Прянишникова видеть и выбирать произведения живописи, а его доброту, отзывчивость, желание поддержать человека искусства. «Художники находили в нём одобрение и покровительство не одним просвещённым руководством, но и вещественным воспособлением», — написано о нём в одном из некрологов. Благодаря его поддержке, например, гениальный Илья Репин смог поступить в Академию художеств.
По материалам СМИ