«Дневник чумного года» ― страшный антиутопический памфлет Даниеля Дефо, потрясший современников писателя — и повергающий в шок своей холодной, почти ироничной объективностью даже современных читателей.
Даниель Дефо известен главным образом как автор романа «Робинзон Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа. Дефо — плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником экономической журналистики. В публицистике пропагандировал рационализм и здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.
Перу Дефо принадлежат романы разных жанров ― «Радости и горести Молль Флендерс», «Счастливая куртизанка, или Роксана» «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона», «История полковника Джека». Им написаны труды «Совершенный английский торговец», «Морской торговый атлас», «Путешествие по всему острову Великобритания». Дефо также приписывается изданная в 1724 году под псевдонимом Чарльз Джонсон книга «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», сокращённо называемая часто «Всеобщей историей пиратства».
Особняком в творчестве Дефо стоит исторический роман «Дневник чумного года».
Книга, написанная не в форме писем или переписке, но в близкой манере ― в форме личного дневника. Она рассказывает о Великой чуме в Лондоне в 1665 году. Повествование ведётся от лица участника событий. Жертв «черной смерти», обрушившейся на Англию, можно было исчислять сотнями тысяч, однако гораздо сильнее, чем сухие цифры, воздействует на нас история конкретного человека, пережившего Чумной Год. В качестве иллюстраций приведены истории конкретных людей или семейств ― их ужасные страдания и страшную смерть.
В романе описаны и беспрецедентные меры по борьбе с распространением чумы, которые проводились в Лондоне. Больных просто закрывали в домах, не давали им выйти, никого к ним не пускали, но давали им еду и выполняли их просьбы.
Дефо прилагает немало труда к тому, чтобы достичь эффекта правдоподобия, описывая конкретное человеческое окружение, улицы, и даже дома, в которых происходили те или иные события. Всё это сопровождается статистическими таблицами с числом погибших, и обсуждением достоверности различных сообщений и анекдотов, якобы полученных рассказчиком. Страхи и предчувствия толкали людей на тысячи безрассудных и неблаговидных поступков, которые при других обстоятельствах они не стали бы совершать и к которым их подстрекали всякие дурные люди: например, многие стали бегать по предсказателям, колдунам, шарлатанам. Им чума стала не бедой, а кормушкой.
…Они как одержимые устремлялись за каждым знахарем и шарлатаном, за каждой практикующей старушкой в поисках лекарств и снадобий; они пичкали себя таким количеством пилюль, микстур и предохраняющих средств, как их называли, что не просто швыряли деньги на ветер, но и заблаговременно из страха заразы отравляли себя, ослабляя свой организм перед началом чумы, вместо того, что укреплять его.
Роман, который позиционируется автором как написанный через несколько лет после событий, на самом деле был создан в годы, примыкающие к первой публикации книги в марте 1722 года. В 1665 году самому Дефо было всего пять лет, а сама книга была опубликована под инициалами «Г.Ф». Возможно, роман был основан на дневниках дяди Дефо, Генри Фо.
В книге много примечаний. В них очень немало интересных сведений о том времени, нравах и обычаях, Лондоне, о самом Дефо.