13 июля 1862 года родился Николай Александрович Рубакин – русский книговед, библиограф, писатель.
С середины 1890-х до начала 1900-х он возглавлял несколько издательств в Петербурге, занимался изучением потребностей читающей публики, проблемами теории самообразования, много сделал для распространения в народных массах серьёзного чтения.
В 1901–1909 Рубакин был членом партии эсеров, неоднократно подвергался высылке из Петербурга. В 1907 эмигрировал в Швейцарию. Поселился в Кларане, где сформировал уникальную частную библиотеку русской литературы, постоянно пополнявшуюся книгами, выходившими в России. Составил трехтомный рекомендательный указатель литературы по всем отраслям знаний «Среди книг», снабдив его систематическим руководством по библиографии, книжному и библиотечному делу.
Занимаясь в течение многих лет исследованием закономерностей формирования читательских интересов, взаимосвязи книги и читательского восприятия и чтения как процесса в целом, Николай Рубакин создал теорию библиологической психологи. В 1922 году в Париже на французском вышел его фундаментальный труд в двух томах «Введение в библиологическую психологию».
Николай Рубакин — не просто символ читателеведения в России. Он сам и всё его творчество — «Космос Читателеведения», «Читательская Вселенная», «Наше Читательское всё», а в современной лексике — «Бренд читателеведения». Несмотря на то, что о его вкладе в систему наук о книге, чтении, чиателях написано много, он оказывается неисчерпаемым.
При определении роли и места читателя в книжном деле Рубакин исходил из гуманистических взглядов, утверждая ценность каждой читательской личности, ее право на самоопределение и свободное развитие. Главенствующим для книговеда-гуманиста был принцип гражданской свободы А. Галесского: «Несправедливо человеку владычествовать над человеком ни посредством денег, ни посредством силы, ни посредством образования». Рубакин утверждал право читателя на самоопределение, саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Для него читатель — субъект, вектор активности которого должен быть направлен на самого себя. Он должен cам формировать свое миросозерцание, добиваться с помощью чтения собственных целей своими силами, выбирать и оценивать книги в соответствии с собственными потребностями и запросами, то есть читатель должен «влиять на самого себя». Называя в качестве главных факторов книжного дела — читателя, автора и книгу, Рубакин настаивал на главенстве первого, так как роль других факторов, с точки зрения ученого, выясняется обязательно посредством изучения читателя.
Для Рубакина главный научный вопрос — как найти для конкретного читателя такую книгу, которая захватит его душу, возбудит мысль, даст ему ценное, обширное, научное, достоверное знание и понимание. Это должна быть книга, подобранная с учетом особенностей ума, воли, темперамента, эмоций, внимания, памяти читателя. Только в этом случае можно «превращать печатное, рукописное и устное слово из орудия взаимных непониманий в орудие взаимного понимания».
Таким образом, у Рубакина сложилась целостная система представлений о читателе, которая базируется на либеральных и гуманистических ценностях. Девизом его жизни была формула: «Да здравствует книга — могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость».