К сердцу человека иной раз легче прикоснуться не словом, а музыкой. Спектакль «Письма с фронта», накануне представленный вологодскому зрителю артистами Московского академического детского музыкального театра имени Наталии Сац, – прямое тому подтверждение. В основу постановки с элементами балетной пластики, современной хореографии, драматического и инструментального искусства положена вокально-симфоническая поэма «Военные письма» нашего земляка, выдающегося композитора Валерия Гаврилина. Благодаря силе его музыки в спектакле создаются глубокие и пронзительные художественные образы.
…Молодая женщина провожает мужа на фронт, ждет его, но получает похоронку – словно из пожелтевших страниц письма, сложенного треугольником, вырвана эта история погубленной войной любви. Спектакль «Письма с фронта» оставляет сильнейшее эмоциональное впечатление, ведь либретто составляют подлинные письма солдат Великой Отечественной войны, их жен, детей, которые специально для постановки разыскал режиссер театра Дмитрий Жаров. Слова из письма, произнесенные со сцены от имени главной героини, отзываются горьким эхом тех далеких и страшных событий: «Как всегда, сердце полно тревогой. То одной, то другой соседке приходят горькие известия. И мне все мнится, что теперь участь моя. Раньше говорили, что грех о живом так думать, но что же делать? Мне все кажется, что я плохо тебя любила, мало берегла. Не обижайся. Я так наказана разлукой с тобой, тревогой за тебя». В ответ читается письмо, в котором ее возлюбленный трогательно и по-простому рассказывает о фронтовых буднях, о том, как он совсем недавно пил березовый сок. Любовь, которая точно сильнее смерти, читается в письмах между строк и воплощается в хореографии артистов Театра балета имени Наталии Сац – в дуэтах главных героев, в лирических сольных номерах и в ансамблевых пластических композициях. Пронзительности спектаклю добавляет «Лунная соната» Бетховена, которая звучит на фоне врывающегося в тишину голоса Гитлера и гула вопящей в ответ обезумевшей толпы. Кроме того, в спектакле использованы фрагменты военных песен московских композиторов – участников войны: Андрея Эшпая, Константина Листова, Яна Френкеля.
Педагог-репетитор, ведущий артист балета театра Михаил Галиев отметил, что музыка Валерия Гаврилина точно и емко выражает эмоции. Своим могуществом она помогает глубже прочувствовать переживания действующих лиц. Хореография ложилась на нее великолепно, поэтому работа над спектаклем «Письма с фронта» шла легко.
Артисты Московского академического детского музыкального театра имени Наталии Сац приехали на Вологодчину в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Визит столичных гостей совпал с ХV Международным театральным фестивалем «Голоса истории».
«Мы истосковались по гастролям. Театру как творческому организму просто необходимо общение со зрителями. Каждый выезд и выступление на новой для нас сцене – это как премьера. У нас огромный коллектив: в оперной труппе – 70 артистов, в балетной – 50, в оркестре – 110. А всего в театре работают 650 человек. На Вологодчину приехал весь состав балетной труппы, именно благодаря «Большим гастролям» это стало возможно. Мы были в Череповце, сейчас в Вологде, а дальше отправимся в Архангельск», – рассказал заместитель художественного руководителя театра Дмитрий Дьяченко.
Кристина Страмова