Ученый-востоковед Николай Цыремпилов нашел в Российском государственном историческом архиве письмо Хамбо-ламы Итигэлова князю Михаилу Андронникову.
Князь Михаил Андроников (1875―1919)― дальний родственник знаменитого барона Романа Унгерн фон Штернберга, видного деятеля Белого движения на Дальнем Востоке. Бернард Парес, историк предреволюционной России, называл Андроникова «одной из наиболее зловещих личностей в общественной жизни России». Как аферист, слывший очень безнравственным человеком, Андроников пытался использовать Григория Распутина для получения выгод от царя и царицы. С 1916 года издавал казённо-патриотическую газету «Голос России», которая субсидировалась из секретного фонда МВД. По подозрению в шпионаже в пользу Германии с начала января 1917 года Андроникову запрещено было жительство в обеих столицах и в местностях, объявленных на военном положении. После октябрьского переворота князь вернулся и сумел получить должность начальника Кронштадтской ЧК. Был пойман с поличным на крупных взятках и расстрелян по новому обвинению в шпионаже в пользу Германии.
Пандиито Хамбоо-лаама XII Даши-Доржо Итигэлов (1852―1927) был совершенно иным человеком. Бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири, один из выдающихся буддийских подвижников. В 15 лет дошёл до Анинского дацана, где в течение 23 лет постигал буддийское учение. В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.
Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. Он достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Кроме того он создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор» и написал более пятидесяти книг по буддизму. Два года назад лама Жаргал Дугданов среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане Иволгинского дацана, обнаружил ранее не известную рукопись Итигэлова. На пяти листах на тибетском языке он рассказывает о 12 своих реинкарнациях на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.
По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем начал читать отходную молитву, и находясь в состоянии медитации, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Его похоронили в кедровом кубе в позе лотоса, в которой находился в момент ухода. Спустя 75 лет, 10 сентября 2002 года ламы подняли саркофаг с Хамбо-ламой Итигэловым. Он был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела. Сейчас оно находится в Иволгинском дацане. Через определенное время, по сезону, Хамбо-ламе Итигэлову меняют одежду, «от тела исходит благоухание».
В 2005 году в местности Улзы Добоо близ улуса Оронгой, где родился Итигэлов, был обнаружен источник целебной воды и возведён субурган, посвящённый XII Пандито Хамбо-ламе Буддийский комплекс «Улзыта Аршан» ныне является центром паломничества верующих.
В 1913 году Итигэлова пригласили на празднование 300-летия дома Романовых в Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. Андронников, вероятно, чем-то помогал Итигэлову и всей бурятской депутации. Именно об этом идёт речь в найденном письме.
19 ноября 1913 г.
Ваше Сиятельство Высокоуважаемый Князь Михаил Михайлович
Надеюсь, Ваше Сиятельство, что вы не вмените в неуважении мое столь продолжительное молчание, ибо я при всем искреннем желании не мог вовремя Вам написать и вновь поблагодарить за отменную любезность и широкое гостеприимство, коими я пользовался в бытность свою в столице, так как в первое время после приезда к себе на родину должен был всецело отдаться делам службы, оказавшимся более чем запущенными временным заместителем, а потом же, спустя короткое время, отправился для ревизии дацанов/монастырей/, разбросанных на пространстве приблизительно 1200×200 верст, продолжавшейся почти целых 4 месяца с небольшими перерывами для отдыха от тяжелых переездов на лошадях. Только теперь относительно свободен и потому спешу засвидетельствовать глубочайшее почтение.
Примите Ваше Сиятельство от меня на добрую память малоценный подарок – одну медвежью шкуру, добытую на днях у меня на родине – Оронгой. Она еще не выделана и потому прикажите долго не держать в теплом помещении, может испортиться. Ничего другого, лучшего, интересного, достать у нас нельзя. Простите за скудость.
При сердечном пожелании Вам доброго здоровья и прочего благополучия на многие лета, остаюсь душевно благодарным и преданным слугою Вашего Сиятельства Бандида Хамбо Лама Итигэлов.
Гусино-Озерский дацан. Ноября 19 дня 1913 г. Гр. Селенгинск.
Не будете ли так добры, Ваше Сиятельство, узнать от В. С. Драгмирецкого о положении представления относительно награждения моих спутников, более чем уверенных в том, что получать награду, так как она была обещана самим Департаментом. Особенно беспокоится бедный старикашка Жамбалтаров.
Итигэлов.
«Письмо очень интересное, передает не только дух эпохи, но и личность Даши-Доржо Итигэлова. Совсем не лишен был чувства юмора XII Хамбо», ― отмечает Николай Цыремпилов.