Оно имеет греческое происхождение ― придумано Аристофаном и употреблено в его комедии «Женщины в народном собрании». Оно состоит из 172 букв, 27 соединительных гласных и 78 слогов! Это слово умещается в семи стихах и зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса как самое длинное.
Аристофан (ок. 457 — ок. 385 гг. до н.э.) ― «отец комедии», величайший представитель древней аттической комедии. Единственный греческий комедиограф, чьи сочинения сохранились в средневековых рукописях.
Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя. Можно предположить, что происходил он из Афин, но современники драматурга отказывались причислять его к афинским гражданам, потому что его отцу принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род.
Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в драматурге умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Аристофан утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.
Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении он не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах.
Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду — возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.
«Женщины в народном собрании» ― не самая яркая из комедий Аристофана. Она написана после Пелопоннесской войны, исход которой сломил силу афинской республики. С тех пор граждане стали терять интерес к общественной жизни и утратили гордое сознание своей политической силы. Вместе с тем и комедия потеряла свою жизненную силу. Она и по внешности должна была подчиниться тем печальным обстоятельствам, в которых оказались республика и граждане.
Возможно, уникальное слово из 172 букв является самой значимой составляющей комедии. Аристофан использовал свое удивительное владение греческим языком, создавая многосложные слова. Такие длинные слова, образованные соединением нескольких корней, были свойственны «высокой» речи — в частности, трагедиям; но в данном случае приём доведён до комедийного гротеска. Так, в слове содержатся все ингредиенты одного из блюд, включающего в себя целый ряд продуктов. В переводе это выглядит так:
Устрично-камбально-крабья-
Кисло-сладко-кардамонно-
Масло-яблоко-медово-
Сельдерейно-огуречно-
Голубино-глухарино-куропачья-
Зайце-поросятино-телячья
Кулебяка.
И всё же «Женщины в народном собрании», – комедия, вполне достойная Аристофана. Она отличается резкой обрисовкой характеров, легким и свободным ходом явлений, так что может быть поставлена наряду с лучшими комедиями древности. Здесь Аристофан поднял бич своей сатиры против демагогов, злоупотреблений доверчивостью народа, расходования государственных денег на удовлетворение своекорыстным интересам влиятельных людей, упадка патриотизма, порчи нравов, любви афинского народа к нововведениям. Женщины, сошедшиеся на площади народных собраний и присвоившие себе верховную власть, составляют законы нового государственного устройства. Это фантастическое государство – смелая пародия на пошлость и бессилие новой афинской демократии.
Аристофан показывает зрителям, как афинянки, переодевшись в мужское платье, берутся исцелить все государственные бедствия. Они устанавливают законы, которыми устраняются все причины страданий. Провозглашается общность имущества и полная свобода женщин в делах любви. Все будут жить не трудясь, пользоваться всяческими удовольствиями. Некоторые исследователи полагают, что коммунистическое государство, которое основывают женщины Аристофана, – пародия на «Государство» Платона, которая могла быть уж известна тогда по его лекциям.
До нашего времени сохранилось одиннадцать пьес Аристофана и около тысячи фрагментов. В общем и целом написал около 40 пьес. Некоторые из них ставились на городские Дионисии, другие — на Ленее.