Ученик Царскосельского лицея Саша Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю, в современной российской школе на чистописание выделяется час в неделю — и то только в начальной школе. Почерк детей становится все хуже: буквы «пляшут», в подражание печатному тексту они отказываются от слитного написания… Так нужна ли каллиграфия сейчас, в эпоху компьютерной революции?
На этот вопрос в своем исследовании попыталась ответить дипломница Ишимского пединститута Ирина Кравченко. И ответ положительный.
― Мы исследовали востребованность замены печатным текстом письма от руки, ― рассказала она. ― Понятно, что от печатного текста сейчас никуда не уйти, но письмо от руки обязательно должно быть в жизни. Печатный текст — это просто источник информации, а красивое письмо выражает индивидуальные особенности каждого человека, развивает мелкую моторику и мышление. Начертания букв передают исторический опыт, знакомство со шрифтами различного времени позволяет приобщиться к истории своего народа.
Как отмечает исследователь, компьютерный текст быстрее набирается и читается, ошибки исправит встроенный редактор, но он стандартизован ― лишен индивидуальности. Почерк же уникален и неповторим, как отпечатки пальцев.
― Когда человек пишет, он мыслит. Прежде всего, человек пишущий мысленно обращается к своду правил правописания, ― утверждает московский методист Илона Шишкина. — И думает он не только о содержании, но и о внешнем выражении написанного. Когда мы выводим буквы, то рука ― лишь инструмент. Пишем мы сердцем, наша душа живет, мы творим.
Маститый каллиграф и доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу считает, что из всех произвольных действий акт письма ― наиболее сложный и трудоемкий. Правильное положение пальцев, запястья и руки не только тренирует мышцы рук и нервы, ― каллиграфические упражнения, по его мнению, напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение и двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.
Недаром многие крупные фирмы Японии в обеденный перерыв приглашают сенсеев-каллиграфов, которые занимаются с сотрудниками по полчаса в день: каллиграфия, по мнению работодателей, формирует качества, необходимые специалистам-инноваторам.
После защиты дипломного проекта Ирина Кравченко собирается работать учителем начальных классов и обязательно уделять внимание чистописанию.
― Успеха детям мешают достичь плохо развитая мелкая моторика, неверная поза и положение ручки и тетради: всему этому надо обучать, ―говорит Ирина и вздыхает: ― Каллиграфия ― это очень тяжело. Мне она далась тяжело, потому что изначально меня не научили правильно держать ручку. Но я стараюсь…