В 2016 году Комитет экспертов «RPSLLTD» попросил собрать информацию об одной из знаковых марок России – Тифлисской уники, выпущенном в печать в Тбилиси в июне 1857 года. На сегодняшний день в мире сохранилось всего несколько экземпляров, три из которых – в частных коллекция, а одна – в коллекции Г.Х. Кастлина в национальном почтовом музее.
Тифлисская марка имеет бесцветную печать на толстой картонной бумаге. Внутри квадрата расположена надпись «TIFLIS GORODS POCHTA 6 KOP» (ТИФЛИССКИЙ пост, 6 коп), увенчанная королевским орлом. С 1830-годов на территории Российской империи существовало много городских почтамтов. Первый из них был открыт в Санкт-Петербурге в январе 1833 года, а следующий – в Москве 1845 года. Именно эти центральные почтовые отделения и занимались выпуском почтовых марок и других канцелярских принадлежностей.
Первые императорские марки вышли в декабре 1857 года. А знаменитая марка Тифлиса – в июне 1857 года. Многие считают, что это не городской штамп, а земский, поэтому о принадлежности и роли данной серии специалисты спорят до сих пор.
Город Тифлис
Тифлисский городской почтовый выпуск на самом деле старше первой русской императорской марки на полгода. Именно он был освещен в различных специализированных изданиях СМИ. Марки этого города являются подтверждением того, что городская почта появилась значительно раньше, чем дата, упомянутая в исторических справках.
После окончания Крымской войны царь Александр II назначил князя Барятинского на должность вице-короля Кавказского региона. Барятинский вскоре принес мир в регион и начал превращать Тифлис в процветающий город. Во время своего правления он построил почтовую городскую систему между Санкт-Петербургом и Москвой. На сегодняшний день у историков до сих пор нет точной даты о начале работы почтамтов. Информация о них, увы, не сохранилась в старинных документах. Однако в статьях была найдена цитата, в которой о данном событии указан 1858 год. Учитывая, что этот источник является своеобразным альманахом, описывающим в полном объеме все аспекты жизни того времени в регионе: погоду, этнографию, почтовые маршруты, исторические события, таможенные правила и сборы, воинские части и полные списки официальных назначений, то ему специалисты склонны доверять в правдивости фактов.
На сегодняшний день отрывки из исторической статьи стали более доступны через сеть Интернет, где опубликованы сохранившиеся копии текстов. Поэтому филателисты склонны предполагать, что эти марки существовали ровно до момента императорской выпуска и открытия почтового пути между Тифлисом и Коджором, где располагалась летняя резиденция вице-короля.
Ранние записи о существовании почты в Тифлисе
В 1880-х годах появились слухи о том, что в городе Тифлис находится почта, которая занимается выпуском марок. Известный филателист Дж. Б. Моэнс написал письмо к властям Тифлиса, требуя информацию по данной теме, однако ответа так и не получил. Таким образом, выпущенные марки так и считались мифом до тех пор, пока в 1913 году не была обнаружены марки, отпечатанная именно в то время. Сложность поисков доказательств омрачал тот факт, что практически никто не был осведомлен о марках и все же Моэнс собрал некоторое количество информации.
Марки из этой редкой коллекции, как правило, быстро оседали в частных коллекциях и практически не перепродавались. Кроме того, как только все узнали о существовании редких экземпляров, появились подделки, которые было довольно сложно отличить от оригинала.
Однажды на одном из аукционов в Новой Зеландии была замечена редчайшая марка с изображением выпуска Тифлис. Эти филателистические экземпляры имели редкий рельефный дизайн. Эксперты провели ряд исследований и подтвердили подлинность лотов. Таким образом, было доказано, что данные марки датированы 1870-м или более ранним периодом, тем самым еще раз закрепляя вывод о том, что в Тифлисе была своя почта.
Экспертизу на подлинность после этого решили провести в Россию, куда привезли марку для более точного и полного исследования. Комитет специалистов высказался неоднозначно – марка оказался подделкой. Одна настоящая Тифлисская марка была взята за образец, на основе которого проверяли еще несколько экземпляров и, увы, они не совпали с оригиналом. В частности, отличался дизайн: настоящая продукция из Тифлиса имела более тонкую гравировку и гораздо более сложный узор. Таким образом, все представленные марки оказались лишь приближенными по качеству, но не идентичными.
Комитет по независимой экспертизе также сделал вывод о том, что каждая марки из Тифлиса была выбита из одного штампа. Возможно, поэтому в коллекции несопоставимые экземпляры. Однако вопрос до сих пор остается спорным. И все же визуально специалисты более склонны видеть в большинстве сохранившихся изображениях искажения кизображения. Это получилось разглядеть благодаря сравнению, где свет был направлен с разных сторон и под разыми углами.
У комиссии по исследованию подлинности марок имелось специальное оборудование – высокотехнологичные микроскопы с высоким увеличением. При мельчайшем рассмотрении каждой модели были сделаны выводы, что практически все иллюстрации совпадают друг с другом и, возможно, до наших дней сохранилось не пять, а шесть подлинныхй Тифлисских марок.
Подделки
На сегодняшний день известно о нескольких подделках, которые были замечены на рынке продажи марок в последние несколько лет. Пять из них даже имеют поддельный сертификат подлинности в качестве сопровождающего документа. Копии выдают изображение, в которых кроется несуществующий дизайн. Кроме того, иллюстрации недостаточно четкие по сравнению с подлинными экземплярами. И все же до сих пор на аукционах можно встретить поддельные марки по различным ценам. Кстати, стоимость «плагиата» зависит от качества материала и нанесения иллюстрации под оригинал.
Посещение Смитсоновского национального почтового музея
В то время как сотрудники Смитсоновского национального почтового музея не подтвердили подлинность имеющихся у них нескольких марок, коллекции продолжают тщательно исследоваться экспертами при помощи специального оборудования. Несколько экземпляров по итогу проверки были удалены с аукциона, так как они оказались фальшивыми. Их выдали вертикальные фоновые линии, видимые справа от изображения. На самом деле они не являются частью основного дизайна и, на первый взгляд, кажутся сгибами. Тем не менее, более внимательный анализ показывает, что это дефект, который должен был быть на оригинальной матрице, поскольку он воспроизводится здесь в обоих подлинных примерах. А такой недостаток при создании вряд ли будет воспроизведен в любых последующих попытках подделать печать.
Следующее, на что было обращено внимание экспертов по подлинности марок – бумага. Сначала была посмотрена текстура бумаги на плоской фоновой области слева от орла. Сходство поверхности бумаги, которая представляет собой толстую гладкую картонную бумагу с четко видимыми нитями, сразу же очевидна, а также совпадение формы короны и головы орла. Толщина бумаги также измерялась с использованием микрометра. Бумага примера Кастлина измеряет 0,1575 мм, а пример RPSL измеряет толщину 0,1625 мм, что является разумным совпадением для бумаги ручной работы.
Во многих отношениях беззубцовая марка, такой как Тифлис, является идеальным объектом для специализированного исследования, поскольку печать без чернил и нет клея, чтобы помешать анализу. Следы, произведенные двумя марками, показывают очень близкое соответствие с точки зрения того, где появляются пики и, следовательно, их составляющие. Таким образом, комитет экспертов убежден в том, что недавно обнаруженны экземпляр Тифлиса совпадает с известными подлинными примерами как по дизайну, так и по бумаге, и является подлинным во всех отношениях.