Ровно 120 лет назад среди развалин столицы древнекитайской династии Шан (ок. 1600—1046 до н.э.) в городском округе Аньян провинции Хэнань Центрального Китая археологи обнаружили письмена «цзягувэнь» — гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. В эти дни более 200 китайских и иностранных ученых собрались вместе, чтобы вспомнить о том, как произошло это открытие, и обсудить вопросы расшифровки надписей «цзягувэнь», изучения их истории и истории династии Шан.
Письмена на панцирях и костях животных, найденные в ходе археологических раскопок руин последней столицы царства Инь близ города Аньяна в 1899 году, представляют собой гадательные надписи, сделанные жрецами в процессе ритуальных гаданий. В то время правители царства Шан лично присутствовали при этом важнейшем виде официальных религиозных практик, вопрошая об урожае, о планируемых военных походах и т.д. Обычно перед жертвоприношением, походом, охотой и началом сезонных сельскохозяйственных работ специальные гадатели «си» и «бу» с помощью черепаховых щитков, или бычьих лопаток, на которых вырезались гадательные надписи, получали «ответы» Неба и предков.
После раскопок Иньского городища в 1928 г. китайские археологи сделали очередные важные обнаружения: в 1937 г. были обнаружены 24 тыс. 918 штук панцирево-костных фрагментов с письменами; в 1973 г. – их было найдено 5041; в 1991 г. достали 1583 штук; на 579 пластинах имеются письмена, касающиеся жертвенно-поминальных мероприятий, охоты, погоды, болезней. Главными в ритуальной практике были обряды жертвоприношений в честь предков. Самая длинная надпись, состоящая из 55 знаков, была обнаружена на одной цельной брюшной половинке панциря черепахи: она сообщает об охоте. Обнаружение и изучение надписей на черепашьих панцирях и костях жертвенных животных позволило ученым составить довольно детальное представление о социальной жизни и типе верований эпохи Шан.
Самые ранние труды по специальному изучению письмен на панцирях и костях животных созданы Лю Э; они вышли в свет в 1913 г. В 1929 г. известный историк и писатель Го Можо выпустил в свет свою книгу «Изучение письмен на панцирях и костях животных», ставшую другим важным специальным исследованием такого типа. В настоящее время авторитетными специалистами Китая по изучению письмен на панцирях и костях животных являются профессор Пекинского университета Цю Сигуй, профессор Института по изучению истории Китая Ли Сюецинь и др.
Раскопки Иньского городища не ограничились лишь обнаружением древних гадательных письмен. В течение 70 с лишним лет археологи обнаружили в Иньских руинах также более 50 развалин дворов и храмов, 12 масштабных императорских гробниц, тысячи могил аристократов и простых жителей, 1000 ям для жертвоприношений, 5 мастерских кустарных промыслов и большое количество бронзовых, нефритовых, керамических, костяных изделий, по которым мы можем судить о древнем обществе Китая эпохи Шан-Инь.
За 120 лет сменилось несколько поколений ученых, за это время изучение «цзягувэнь» превратилось в международную научную дисциплину со специалистами в нескольких десятках стран, включая Китай, США, Японию, Республику Корея и Канаду, в важный инструмент исследования ранней истории и древней цивилизации Китая. В 2017 году письмена «цзягувэнь» были включены в список ЮНЕСКО «Память мира».