Вениамин Каверин (1902―1989) – русский и советский писатель, драматург и сценарист, член литературной группы «Серапионовы братья» и лауреат Сталинской премии. Родился во Пскове, в 1919 вместе с братом перебрался в Москву, где вскоре стал студентом университета. По рекомендации Юрия Тынянова, женатого на его сестре Елене, в 1920 перевёлся в университет Северной столицы и в том же году поступил в Институт восточных языков. Там он познакомился с поэтами, сочинял сам, посещал семинары, лекции и, наконец, решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за который получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький. Виктор Шкловский ввел молодого автора в литературное содружество «Серапионовы братья», куда входили Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин. «Брата Алхимика», как именовали Каверина, критиковали за пристрастие к сюжету и чрезмерное увлечение стилем.
Каверин, как лучший из выпуска, остался в университетской аспирантуре: филолога привлекали малоизвестные русские авторы начала XIX века. В 1929 он с блеском защитился в Институте истории искусств. В начале 1930 сочинял пьесы, которые брали в репертуар именитые режиссеры. Всеволод Мейерхольд предлагал Каверину сотрудничество, но тот отказался, сосредоточив силы на повестях и романах.
Было время, когда Каверина объявили писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации». На подобные обвинения в те годы следовало реагировать, чтобы не попасть в жернова репрессий. Каверин написал знаменитый роман «Два капитана». Который спас его от судьбы брата Льва Зильбера, академика, трижды побывавшего в лагерях. По слухам, роман похвалил Иосиф Сталин. Каверину вручили премию Сталинскую премию. Книга стала самым известным произведением писателя.
Однако лучшей его книгой считают роман «Перед зеркалом». Он написан Кавериным в возрасте семидесяти лет.
История начинается со знакомства на балу в гимназии молодых людей: Лизы и Константина. Они танцевали весь вечер и были очарованы друг другом. Но судьба развела их в разные стороны. Он остался в России, она вынуждена уехать — Крым, Константинополь, затем Париж. Но роман продолжался в письмах.
Она пишет своему герою отовсюду, куда бы не занесла ее судьба. В конце концов, добивается славы и признания как художница и через 20 лет возвращается на родину.
Роман уникален тем, что на протяжении этих лет мы имеем возможность наблюдать и проникать в мысли и затем уже и чувства молодой девушки, сначала гимназистки, затем молодой женщины ― студентки и художницы. По мере чтения мы следим за взрослением самой Лизы, её личности и таланта, за зарождением и ростом её чувства к Косте. И эти изменения в ней и с ней, этот рост тем интереснее и тем значимее, что подаётся он читателю не взглядом бесстрастного рассказчика, а глазами самой героини.
День за днём, от письма к письму мы видим эту обаятельную девушку и погружаемся постепенно в её внутренний мир настолько глубоко, насколько она сама может почувствовать и понять свой собственный внутренний мир, понять и почувствовать самоё себя.
Формально советский, этот эпистолярный любовный роман производит впечатление антисоветского: настолько блёклым и невыразительным по сравнению с эмигрировавшей из страны Лизой Тураевой выглядит здесь советский гражданин Константин Павлович. Это фигура почти призрачная, фантомная ― сноб, зашоренный и до мозга костей советский человек. Иное дело Лиза — талантливый художник, яркая и неординарная личность, открытый, общительный и искренний человек, по сути, единственный живой и положительный человек во всей книге.
Роман не демонизирует и не очерняет, а пытается объективно понять эмиграцию. Талант писателя проявляется в том, что он сумел не просто рассказать о судьбе одной из многих вынужденных покинуть Россию и долгие годы прожить на чужбине. Он заставляет задуматься нас, прямых наследников тех живых и удивительных людей, о судьбе своей страны ― не только её непростой истории, но и настоящем, являющимся результатом тех трагических лет.
Роман оставляет нас в неведении относительно окончательной судьбы Лизы и Кости, мы не знаем, получится ли у них соединить свои судьбы насовсем — послесловие позволяет нам питать надежду на кусочек счастья, им доставшегося.