Предшественник Берлинского музея коммуникации, музей имперской почты – один из самых старинных и известных в мире. Его здание, построенное в стиле неоренессанса, привлекает не только взгляд, но и слух туристов и прохожих. Из громкоговорителей вокруг музея раздается тихий, но внятный и непрерывный рокот и звон, передающий повседневный голос большого города конца 18 — начала 19 веков.
Имперский почтовый музей открылся в Берлине в 1872 году. Его основоположником был глава почтового управления Генрих фон Стефан чтобы «продемонстрировать развитие транспорта начиная с Древнего мира и до Новейшего времени», став одним из первых в мире музеев истории техники. Здание, в котором разместилась и музейное собрание, было построено в 1871—1874 годах под Имперский почтамт.
Интерес к музею возрастал и вскоре недалеко от здания почтамта было построено величественное трехэтажное строение по проекту архитектора Эрнста Хаке, куда и переместилась экспозиция музея. На возведение этого почтового дворца не жалели ни сил ни средств. Сам кайзер Вильгельм контролировал строительство. Внутренняя отделка помещения созвучна с цветовой гаммой императорского двора того времени: колонны из красного и черного мрамора контрастируют с белыми стенами из песчанника.
По случаю открытия музея кайзер высказался о нём: «Хорошо! Чистый и просто достойный стиль!».
В 1895 году на крыше под главным входом была установлена шестиметровая групповая скульптура гигантов, удерживающих земной шар, работы Эрнста Венка, которая призвана символизировать общемировое значение почты и телекоммуникаций. Острые на язык берлинцы вскоре дали зданию иронические прозвища «Почтовый Колизей» и «Цирк Стефана».
Уже в 1897 году в музее было собрано более 6 тысяч экспонатов, связанных с историей почты и средств коммуникации: ящики для писем, почтовые кареты, различные открытки, письма, почтовые знаки, печати, штампы. Вначале экспонаты выставлялись в здании главного почтамта Пруссии.
Здание серьёзно пострадало в ходе уличных боёв во время битвы за Берлин в апреле 1945 года. После войны здание оказалось в советском секторе оккупации Берлина, затем в Восточном Берлине. Восстановленный музей на Лейпцигской улице под названием Музей почты с постоянной экспозицией, посвящённой истории почтового дела, телеграфа, телефонии, радио и телевидения открылся в апреле 1960 года. В 1964 году в музее открылась постоянная экспозиция почтовых марок. В преддверии 750-летия Берлина в 1987 году в здании была запланирована полная реконструкция Музея почты ГДР.
Большая часть экспонатов была вывезена в Гессен неподалеку от Франкфурта на Майне, что позже послужило поводом для создания Федерального почтового музея в этом городе. Западный Берлин открыл в 1966 году свой западно-берлинский музей почты и телевизионной связи. После после падения Берлинской стены в 1989 году произошло слияние двух музеев. Реставраторы вернули зданию его былую красоту и величие.
Ежедневно туристы из разных стран посещают Музей почты и коммуникаций. На входе их приветствуют три робота: «Komm-rein», «Also-gut» и «Mach-was». «Komm-rein» первым встречает гостей, «Also-gut» рассказывает им об истории музея, а «Mach-was» зазывает всех желающих поиграть с ним в мяч. Здесь царит веселый смех самых маленьких посетителей.
Для взрослых же особый интерес представляет сокровищница, которая находится в подземелье. Она оформлена в черно- золотых тонах и хранит редкие экспонаты. Внутри гигантского сейфа создан удивительной силы антураж: темный зал, поддерживающие свод массивные колонны, витрины с бронированными стеклами. И все неспроста: одним из артефактов является известнейшая марка «Голубой Маврикий», стоимость которой оценивается в несколько миллионов евро.
На втором и третьем этажах собраны старинные открытки, телеграммы, письма, первые телефонные аппараты и радиопередатчики. На стенах висят самые разнообразные почтовые ящики. Здесь гиды рассказывают туристам об истории почты и связи.
Особый интерес представляет собрание русских земских марок. Эта коллекция была собрана петербургским архитектором Карлом Шмидтом. После Октябрьской революции семья Шмидтов эмигрировала из России в Германию. А в 1933 году коллекционер подарил все свои 18 альбомов с марками Берлинскому почтовому музею. Бронзовый бюст Карла Шмидта дополняет экспозицию, посвященную истории российских марок.
В экспозиции музея не только средства связи как таковые, но и другие способы коммуникаций. К примеру реклама — этому посвящена специальная экспозиция.
По материалам СМИ