Еще задолго до эпохи Возрождения художники заметили одну особенность серебряной проволочки – она оставляла на поверхности холста хорошо заметный след, таким же свойством обладал и свинец. Для удобства серебряную проволоку припаивали к металлической палочке, а мягкий свинец закрепляли между двух дощечек. Следы, проведенные этими металлическими «карандашами» стереть было нельзя. Итальянские мастера живописи пользовались изобретенным в 14 веке «костяным» карандашом, в качестве грифеля использовалась сажа, получившаяся из сожжённых костей.
Наконец, как гласит легенда, в 16 веке в Англии страшная буря вывернула с корнем вековой дуб. Под ним пастушки нашли непонятное темно-серое вещество. Местный кузнец, думая, что это уголь, пытался разжечь его в горне. Не вышло. Тогда предположили, что это свинцовая руда. И здесь селян ждало разочарование. И только местные сорванцы были рады. Куски странной находки оставляли четкие следы на заборах и столах. Это был графит! Сначала из него вырезали палочки, которыми и пользовались живописцы, но графит ломался, пачкал руки. Художники оборачивали его бумагой, зажимали деревяшками. Но всё — равно такие изделия больше подходили для рисования картин, а вот писать ими было нельзя. Наконец, в начале 18 века, в Германии началось производство карандашей, уже немного напоминающих современные. Чтобы графит не крошился, его растирали в мельчайший порошок и смешивали с серой и клеем. Затем из этой массы формировались стержни, которые помещались в деревянную оболочку.
Европа – первое место в мире, где гуси стали служить не только в качестве праздничного блюда, но и в качестве поставщиков письменных принадлежностей. Правильно заостренный кончик пера не рвал бумагу и оставлял ровный след. Но гусиные перья нуждались в постоянной правке, был создан даже специальный перочинный нож. Да и в негодность перья приходили очень быстро. На городских рынках их продавали целыми связками. Тем не менее, из-за простоты и дешевизны гусиные перья были в ходу до конца девятнадцатого века.
Письменные приборы – чернильница, подставка для перьев, песочница с чистым речным песком для промокания излишков чернил, колокольчик для вызова слуги, пресс –папье, подсвечники – часто становятся настоящими произведениями искусства. Бронза, серебро, золото, слоновая кость – всё идет в дело. Наличие этих предметов становится совершенно необходимым в кабинетах знатных особ.
Ну а простой, умеющий писать, люд, обходится восковыми табличками. На мягком воске можно делать записи, стирать их. Восковые дощечки не требуют чернил и бумаги. В качестве пера используется заостренная палочка. Восковые таблички недороги, их можно собрать из подручных материалов.
Хороши были гусиные перья – недорогие, лёгкие, но уж слишком часто приходилось доставать перочинный ножик и подтачивать их.
История перьевой металлической ручки начинается в первых годах девятнадцатого века. Ходит легенда, что первым изобрел металлический наконечник для пера некий ленивый, но находчивый слуга. Его хозяин был поэтом, или чиновником, много писал, и слуге постоянно приходилось подтачивать перья. И однажды слуга закрепил на гусином пере заостренный металлический наконечник. Хозяин остался доволен.
Конечно, такие первые перья часто рвали бумагу, и их нельзя было повторно заточить. А еще них не было продольной прорези и отверстия для воздуха. А без этих деталей чернила очень неравномерно сходили с пера, оставляя кляксы на бумаге.
Но уже к тридцатым годам позапрошлого столетия металлические перья начали постепенно вытеснять продукцию гусиных ферм. Вместо низкокачественного железа для наконечника пера стали использовать сплавы на основе золота, осьмия, ирдия. Такие сплавы были очень износостойкими и практически не затуплялись. Появилась прорезь, воздушное отверстие. Корпуса ручек изготавливались из эбонита, серебра, золота, слоновой кости, красного дерева. Появились и массовые недорогие ручки. В истории письма, в процессе обучения грамотности, изобретение металлического пера сыграло огромную роль.
Но у такой ручки еще оставался один недостаток. Её нужно было постоянно макать в чернильницу. Этот недостаток был устранен установкой в корпус ручки емкости с чернилами. Теперь чернильница стала на столе ненужным предметом. Но заправка чернилами требовала большой сноровки, да и нередко такие ручки протекали, оставляя на одежде синие пятна. Цена автоматических ручек, естественно, была намного выше их обычных сестер.
В наши дни перьевые авторучки пользуются спросом, более того, часто являются статусной вещью. Часто такие письменные приборы становятся предметом коллекционирования, а стоимость некоторых экземпляров доходит до сотен тысяч рублей. Качественная перьевая ручка – отличный подарок на юбилей.
История письма будет неполной без рассказа о чернилах. Ведь именно их след мы видим на папирусе, шелке и пергаменте. Благодаря чернилам сохранились свидетельства современников Ивана Грозного, династии Бурбонов, эпохи Столетней войны.
Первые чернила изготавливали из сажи или золы сгоревшего дерева. Этот черный порошок смешивали с каким-либо связующим веществом – густым соком вишни или акации. Такие чернила были скорее похожи на тушь – очень густые, поэтому писать приходилось кисточкой. А при высыхании написанное могло исчезнуть – засохшая тушь часто отслаивалась от бумаги.
В Европе первые чернила появились приблизительно в начале первого тысячелетия. При раскопках в Геркулануме – погребённым под пеплом древнеримском городе – археологи нашли глиняную плошку с темным маслянистым осадком на дне. Как впоследствии оказалось, это была смесь сажи и оливкового масла.
До наших дней дошло достаточно много рецептов приготовления древних чернил. В ход шла сажа, патока, мёд, отвар коры зеленых грецких орехов, ягод бузины и черники. В отвар добавлялось железо, чтобы предотвратить выцветание написанного.
Хорошие чернила получались благодаря древесному паразиту орехотворке. Она откладывает яички в ткани листа дуба, а дерево, защищаясь, окружает их специальной оболочкой. Эти шарики – галлы – толкли в ступе, добавляли медный купорос, воду и клей.
Чтобы получился красный цвет, использовали киноварь – порошок минерала, из которой получают ртуть, или драгоценный пурпур. Красные чернила стоили очень дорого. На изготовление одного грамма пурпурной краски уходило несколько тысяч раковин моллюсков.
Только в девятнадцатом веке химики смогли разгадать секрет приготовления их приготовления. Чернила стали производиться в промышленных масштабах, а цена их очень снизилась. Да и цветовая гамма стала богаче.
solla.site