Уже много лет человечество не делает проблемы из того, как упаковать свою корреспонденцию. Теперь достаточно увлажнить полоску клея на клапане конверта, рукой разгладить место склейки, и письмо можно бросать в почтовый ящик. Не правда ли, все просто? Однако додумались до этого не сразу…
С древнейших времен люди стремились сохранять тайну переписки. В античном мире письма составлялись на глиняных и восковых табличках, которые во избежание возможности прочтения их посторонними людьми складывали вместе и обвязывали шнурком. После изобретения папируса и пергамента письма стали сворачивать в трубку и перетягивать шелковой или льняной нитью. Концы нитки приклеивали вязкой массой или к самому письму, или дpуг к дpyгy. В последнем случае к грамоте привешивалась печать, которая на Руси так и называлась — «вислая». Послание вкладывалось в холщовый мешочек и зашивалось.
В древних государствах Междуречья и Египта для заделки корреспонденции применялась азиатская сургучная земля — глина особого рода. У римлян в ходу был воск, а греки применяли для той же цели смесь глины и воска, называемую мальтой. В средние века сургучную землю заменил разноцветный пчелиный воск. В некоторых странах, в том числе и в России, «вислые» печати делали из свинца или драгоценных металлов — золота и серебра. Тонкий листочек металла сгибали пополам и на нем оттискивали штемпель.
Правители суверенных стран прикладывали к письмам, в зависимости от их важности, большие или малые государственные печати. Знатные или просто богатые люди пользовались перстнями-печатками с изображением гербов, девизов или монограмм. Впрочем, это правило имело множество исключений. Например, русский царь Петр I применял перстень-печатку с государственным гербом. А в начале XVIII века по образцу царского перстня были изготовлены личные штемпели и для сенаторов.
Сургуч пришел к нам с Востока. Известно, что 6 сентября 1522 года к берегам Испании причалил корабль «Виктория» под командованием капитана Элькано. Три года назад в составе экспедиции Фернана Магеллана парусник покинул Европу и первым обогнул земной шар. В числе заморских диковинок мореплаватели привезли из Китая сургуч — особое клейкое вещество, получившее впоследствии название «испанского воска».
Тогда сургуч был большой редкостью, и далеко не всякий знатный человек мог им пользоваться. Только несколько мастеров владело искусством его изготовления. Но тайное когда-нибудь становится явным. Испанцы недолго были единственными обладателями секрета сургуча. Уже через несколько лет житель немецкого города Аугсбурга некий Самуэль Циммерман в сочинении об искусстве переписки (были в старину такие труды) привел рецепт изготовления красного сургуча: «взять чистой белой смолы, распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт 4 лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый, красный, крепкий сургуч». Сургуч поступал в продажу в виде круглых палочек длиной 12—15 см. Цвет его был различный, но наибольшим спросом пользовалась смола от ярко-красного до темно-вишневого оттенков.
И все-таки сургуч недолго выступал в роли единственного средства для опечатывания корреспонденции. Главным его недостатком была необходимость нагревать сургучную палочку перед употреблением.
Новый способ заделки писем был изобретен вместе с почтовым ящиком и ярлыками для оплаты почтовых отправлений в 1653 году французским почтмейстером Ренуаром де Виллайе. Он придумал облатку — полоску цветной бумаги, с одной стороны смазанную клеем. Это новшество довольно быстро распространилось по свету. В России оно стало известно не позднее 1695 года. В Центральном государственном архиве древних актов хранится письмо, посланное в том году Петром I из Царицына. Грамота запечатана облаткой красного цвета. Ее размер приблизительно 16х24 см. Возможно, облатки выпускались в основном красноватых оттенков. Вспомните хотя бы бессмертные слова А. С. Пушкина из третьей главы «Евгения Онегина»:
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет.
На воспаленном языке. Особенно широкое распространение для заклеивания частных писем облатка получила со второй половины XVIII века. Собственно, почтовая марка—та же облатка, но только подтверждающая, что сбор за пересылку письма оплачен. Недаром первые русские знаки почтовой оплаты — марки тифлисской городской почты — характеризовались как «особые бумажные штемпельные печати, имеющие свойства облатки».
Какой вид имели почтовые отправления до изобретения проклеенного конверта?
В трубку свертывали сравнительно небольшое количество грамот. Такой способ упаковки был мало пригоден для перевозки. Большинство корреспонденции складывали «пакетом». При этом письмо служило само себе конвертом. Лист бумаги, на котором написан текст, сгибался особым образом. На лицевой стороне писали адрес, оборот оставался для служебных пометок. Края письма соединяли сургучом. В России края сложенного «пакета» в двух местах прокалывали ножом. В прорези вставляли узкую полоску тонкой бумаги, концы которой складывали крест-накрест и скрепляли сургучом или воском. Иногда для предохранения печати от повреждений ее прикрывали листком бумаги — «кустодией».
В средневековой Европе изобрели способ запечатывания писем «кувертом». В Россию он пришел в конце XVII — начале XVIII века. «Куверты» часто изображались на натюрмортах той поры. В «Проходной» комнате музея-усадьбы «Кусково» в Москве можно увидеть несколько картин такого рода. Вот, например, стена у рабочего стола делового человека. В правом нижнем углу — распечатанное письмо. Тyт жe — палочка ярко-красного сургуча. Принцип изготовления «куверта» понятен из натюрморта — написанное заворачивали в лист бумаги, углы которого складывали друг с другом и запечатывали.
«Кувертом» запечатывались только толстые письма на нескольких листах — деловые бумаги, отчеты, «сказки» приказных людей. Частная корреспонденция в основном запечатывалась «пакетом».
Считается, что проклеенный конверт придумал некий мистер Бревер, торговец бумагой из английского города Брайтона. Произошло это в двадцатых годах XIX века. Отправлять письма в проклеенных конвертах считалось признаком хорошего тона, и скоро они стали самым любимым, самым универсальным средством предохранения писем. Первые конверты выпускались без клея на клапане, поэтому их запечатывали с помощью облаток.
Конверты с клеем изобрели одновременно с почтовой маркой в 1840 году. Состав клея был примерно такой же, как и сейчас. Его изготовляли на основе столярного клея, пшеничного и картофельного крахмала. Он совершенно безопасен для здоровья человека. Однако в скором времени газеты начали кампанию против почтового клея. Они утверждали, что лизать марки и клапаны конвертов рискованно — клей якобы вызывает рак языка. Английская почтовая администрация вынуждена была создать специальную комиссии для опровержения вздорных слухов. Хотя отчет комиссии доказал, что с помощью языка можно запечатывать письма, клей с клапанов конвертов на всякий случай убрали.
И почти тридцать лет отправители писем изыскивали средства для запечатывания корреспонденции…
Тогда на страницах всевозможных журналов для домашнего чтения стали появляться заметки типа «Мой опыт надежной заделки письма клеем во избежание прочтения оного посторонними лицами», в которых совершенно серьезно предлагали на клапан конверта, заделанного с помощью обыкновенного клейстера, наносить симпатическими чернилами предупреждающие надписи. Если любители чужих тайн попытаются открыть письмо, нагревая его над паром, то невидимый текст проявится, и злоумышленникам придется проглотить такой укор: «Стыдно читать чужие Письма».
Шутка шуткой, но сохранить тайну письма от гоголевских почтмейстеров было бы нелегко. Почти повсеместно письма стали прошивать ниткой, а узел припечатывать капелькой сургуча. В восьмидесятых годах XIX века стали наклеивать на место соединения четырех клапанов кружок цветной шелковой бумаги. Обычно на это место почтовые работники ставили календарный штемпель. Теперь вскрыть конверт, не оставляя следов, было совершенно невозможно. Однако сложность описанного способа исключала его широкое распространение, и отправители писем нашли более простое средство: в месте соединения клапанов конверта накладывали марку. В те времена допускалось наклеивать знаки почтовой оплаты на любой стороне письма.
Поиски средств предохранения писем от посторонних глаз породили множество курьезных изобретений. Например, американец Фокс из Балтимора в конце XIX века запатентовал нерастворимое клейкое вещество для заделки конвертов. Клей состоял из двух растворов, из которых один наносился на конверт, а другой — на край клапана. Первая масса составлялась из хромовой кислоты, аммиака и сернокислой меди. На клапан мазали смесь из рыбьего клея, разведенного в уксусной кислоте. При употреблении клей на клапане слегка увлажнялся. После высыхания получалась замазка, нерастворимая ни в воде, ни в кислотах.
Но все эти хитроумные проекты не прижились. Тем более что с начала нынешнего века во многих странах стали строже следить за соблюдением законов, запрещавших работникам связи вскрывать чужую корреспонденцию.
Сто пятьдесят лет назад появился первый пакет для пересылки писем. Его склеили вручную. Сейчас конверты делает машина. Она вырубает из листа бумаги заготовку, сама наносит клей на край клапана и сворачивает конверт.
Такова история обычной полоски клея на краю клапана конверта.
Александр Вигилев. История отечественной почты