Пословицы, как и многие другие методики, исследующие мышление, пришли в психологию через исследования патологии мышления. Как регуляторный культурный феномен пословицы изучала лингвистика, а в психологии они были использованы как способ измерения интеллектуальной адекватности и понимания сложных конструкций. Сначала психологи смотрели, как понимают пословицы и классифицируют понятия люди, у которых наблюдается или предполагается интеллектуальная психическая патология. В дальнейшем исследование толкования пословиц перешло на другие контексты.
Психологи поняли, что понимание пословиц — это не только интеллектуальный феномен, но и способ саморегуляции. Пословицы — это краткие по форме и емкие по смыслу формулы поведения. Как правило, в пословицу запечатана дихотомия, разрешение проблемной ситуации. Понимая пословицу, человек склоняется к тому или иному полюсу разрешения конфликта.
В понимании пословицы важен не только сам факт восприятия переносного смысла, перемещения от конкретного к общему и обратно. Большое значение имеет то, какой полюс разрешения конфликта принимает для себя человек. Получилось так, что из чисто интеллектуальной методики, исследующей процессы мыслительного обобщения, она постепенно превратилась в исследование личности, особенностей ее регуляции. «Пословица недаром молвится» — для психологов это приобрело особый смысл: человек диагностично себя проявляет, когда выбирает определенный полюс пословицы.
Возьмем незатейливую пословицу: «Корабль тонет — крысы бегут». Большинство людей четко понимает смысл, который скрывается в этой пословице: предатели пытаются спастись сами, а не спасают дело. А можно услышать очень интересные толкования этой пословицы, например: «Крысы — это интеллектуальные существа, они неслучайно заселили всю планету, они обладают очень хорошим аналитическим чутьем, что и позволяет им спасаться». Между крысами и кораблем человек сделал выбор, и в этом проявились его личностные особенности.
Методика работы психологов с пословицами переросла свой первоначальный смысл и вышла на новый уровень в личностной диагностике. Искаженно толковать смысл пословиц могут не только люди с нарушениями интеллектуальной деятельности. Например, «Лес рубят — щепки летят» иногда трактуется как хорошая работа дровосека. В современном обществе изменяются структуры обобщения, и понимание метафор и пословичных суждений резко сужается.
Как работает пословица
Пословичное суждение предполагает гибкость мышления. Правильное понимание пословиц позволяет мышлению перемещаться от общих принципов к конкретному воплощению и, наоборот, обобщать жизненную проблемную конкретику до уровня общих принципов. Вертикальные процессы мышления в пословицах проявляются наиболее ярко.
К сожалению, понимание пословиц, способность к их гибкому и индивидуальному толкованию значительно снижена у современных людей. В учебном плане пятого класса есть тема о метафорах — «понимание переносного смысла». Но этого, видимо, недостаточно. Формальное изучение представления о метафоре не формирует гибкости мышления. Мы можем выучить десять пословиц, но интуитивное понимание смысла пословичного суждения требует развития мышления в целом, интеллектуальных операций, вертикальных переходов.
Исследования толкований пословиц
Мы проводили исследование, которое произвело неожиданное впечатление. Одни и те же пословицы предъявлялись для толкования одним и тем же людям в двух состояниях с разницей во времени. Первое состояние — это длительный неуспешный поиск работы. Второе — через полгода после успешного трудоустройства. Пословица «Соловья баснями не кормят» одними и теми же людьми толковалась в двух ситуациях по-разному. На этапе поиска работы испытуемые объясняли: человеку нужно что-то материальное, одними словами он сыт не будет. После того как проблема решилась и люди хорошо адаптировались на новом месте, пословица превратилась в следующее: не учи ученого, специалисту не надо указывать, как себя вести.
Пословицы — тонкий инструмент, смысловые нюансы позволяют отслеживать динамику личностных процессов, связанных с мотивацией, со смыслом. Мы с коллегами провели несколько таких исследований. Одно из них — это изучение изменения толкования пословиц при высоком уровне агрессивности. Второе — при высоком уровне тревожности. Готовится к публикации исследование пословичных суждений людей, которые переживают острое чувство одиночества. Обнаруживается, что личностные состояния и особенности эмоционального статуса оказывают влияние на толкование пословиц.
Есть специальная методика подбора зондовых пословиц, которые адресуются предполагаемому личностному конфликту. Например, для агрессивного человека, если мы хотим подтвердить степень влияния агрессивности на мышление, подбирают такие пословицы: «Око за око, зуб за зуб», «У страха глаза велики». Толкования либо подтверждают основную гипотезу: «Бей своих, чтобы чужие боялись», либо опровергают: «Бояться нечего». И то и другое, как правило, внятно искажается.
Специфика пословиц
Для диагностики личностных расстройств могут применяться и другие образы: картинки, фильмы, музыка. Специфика пословиц состоит в их регуляторном характере. Безусловно, и фильмы, и художественные произведения содержат в себе регуляторный компонент, но пословицы — это прямолинейное регулирование поведения в сложных ситуациях.
Пословица понятна человеку, который находится на определенном уровне развития мышления. Каждый прочитывает пословицу на своем уровне суждений. Пословицы являются универсальными регуляторами поведения в сложных социальных ситуациях. В отличие от художественных произведений, пословицы содержат четкую инструкцию: делай так или не делай так.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки — это не одно и то же. Поговорки содержат компонент образности, метафоричности, но регуляторного компонента, характерного для пословиц, в них нет. Нет дихотомичности, противопоставления: «бегущие крысы vs команда, которая до последнего борется во главе с капитаном».
Поговорки удобны для анализа интеллекта. Например, толкование «“Золотая голова” — это голова из золота» говорит о конкретности мышления. Для исследования личностных особенностей больше подходят пословицы, потому что они дают человеку выбор из двух видов поведения.
История исследования пословиц
Исследование пословиц — и новое, и традиционное направление в психологии. Методика толкования пословиц для исследования психических патологий используется достаточно давно. Ее применяли еще в исследованиях Вюрцбургской школы в Германии начала ХХ века — это классическая психология сознания, начало психологии мышления. В том аспекте, о котором мы говорим, исследование пословиц — новое направление.
Понимание переносного смысла исследуется не только в русскоязычной среде, но и в разных культурах, на разных языках. Толкование пословиц связано порой со сложностями сопоставления данных. Пословица как регуляторный механизм — кросс-культурный феномен, но большинство из них содержат внятную региональную специфику.
Мы делали попытки такого исследования со студентами из разных стран, в том числе из Китая, Японии. Есть специфические пословицы, отражающие реалии одного языка и культуры. Но есть и пословицы, которые по смыслу удивительно совпадают с нашими. Например, студент из Японии поразил меня пословицей: «Если ты вышел в море за рыбой, не брезгуй и креветками», что абсолютно идентично по смыслу «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Смыслы, которые транслируются в разных культурах, облекаются в одежду предметности и событий, характерных для данной культуры. Обычно пословицы из разных языков сложно сопоставлять.
Смысл и толкование пословиц
Мы проводили исследование, которое связывает интуитивный смысл и толкование пословиц. Экспериментаторы подобрали идентичные по смыслу пословицы, например: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» и «Цыплят по осени считают». Они обе означают: «Не торопись с результатами, подожди с оценками». По смыслу они схожи, но по форме разные. Ряд схожих пословиц дополнили другими, сторонними пословицами и попросили испытуемых найти смысловые пары. Испытуемые вне зависимости от интеллектуального уровня, как правило, очень ловко находят эти пары.
На втором этапе каждую из этих пословиц по раздельности нужно было истолковать, а третьи люди, эксперты, пытались из этих толкований составить смысловые пары. Не вышло. Получается, что пословицы интуитивно верно понимаются по смыслу, а при толковании возникают искажения. Пословицы — это интуитивно понимаемые регуляторы поведения, толком не осознаваемые. Люди их чувствуют, а объяснить не могут.
Сложные пословицы
Почти все пословицы старые, большинство из них существует около трехсот лет. Как правило, труднее всего понять пословицы, которые содержат устаревшие слова или выражения. Например, чтобы понять пословицу «Один с сошкой, семеро с ложкой», нужно знать, что такое сошка.
Меня удивило почти тотальное непонимание пословицы «На миру и смерть красна». Большинство испытуемых не знают, что это значит, начинаются рассуждения о мире и войне: «Когда все хорошо, то помирать не жалко». А здесь имеется в виду мир как сообщество людей, и смысл пословицы довольно прост: на людях все тяжелое легче переносить, даже смерть не так страшна.
Есть пословицы вообще таинственные. Например, расщепленная по смыслу пословица о соловье и баснях. По неизвестным причинам она дает разветвленное толкование. Как же найти правильное? Даже словари объясняют по-разному, у пословичных суждений много прочтений. Правильного ответа нет, есть только примерно правильный ответ.
Мы проводили исследования на людях разных возрастов и получили двоякие результаты. Молодежь хуже понимает пословицы; они не помнят их и поэтому не знают их смысла. У взрослых и пожилых людей другая проблема: более жесткое вмешательство аффективных и личностных процессов в толкование пословиц. С возрастом толкование становится все более субъективированным.
Исследование пословиц сейчас связано с изменением форм общения и обработки информации в современном обществе. Мы готовим проект по изучению понимания пословиц людьми, которые преимущественно общаются в интернете, активно пользуются гипертекстом. Я почти уверена в том, что мы получим очень низкий уровень понимания метафор и понимания пословиц. Происходит уплощение восприятия мира, он становится, к сожалению, менее многомерным. Вертикальность мышления пропадает, и можно говорить о тотальном изменении характеристик мышления человека.
Ольга Арестова, психолог